«ЗАЧЕМ НАМ ВИСКОНТИ…»

06 декабря 2022

«ЗАЧЕМ НАМ ВИСКОНТИ…»

Андрей Плахов: 8 СОВЕТСКИХ (российских, украинских, армянских и белорусских) фильмов
В ТОП-ЛИСТЕ «SIGHT&SOUND»

Цитируем:
"Кажется, четвертый раз в жизни я принял участие в опросе авторитетного британского журнала «Sight&Sound» на тему «100 лучших фильмов всех времен и народов». Опрос проходит каждые 10 лет – в 1992-м, 2002-м, 2012-м, и вот сейчас. Раньше опрашивались ведущие кинокритики мира, теперь тоже, но вдобавок параллельный опрос проводится среди именитых режиссеров. Результаты менялись каждое десятилетие: они зависели от новых трендов, поколенческих приоритетов и конъюнктуры. В то же время сохранялись мифологические константы: раз попав, некоторые фильмы продолжали ходить по спискам. Подробно попытаюсь проанализировать этот сюжет на следующей неделе, а пока — первый беглый взгляд и несколько соображений.
1. В кинокритическом списке сменился лидер. В прошлые десятилетия то был «Гражданин Кейн» Уэллса, десять лет назад его сенсационно сменило «Головокружение» Хичкока. В этом году лучшим фильмом за всю историю критики в результате опроса выбрали бельгийский «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» Шанталь Акерман (1975) – новаторское по языку программное феминистское высказывание.
2. В остальном список критиков не оригинален и, увы, часто отклоняется от здравого смысла. В нем, например, нет ни одного фильма Триера. Всего один – Висконти: это «Леопард», скромно пребывающий на 90-м месте в сотне. Больше повезло «Портрету девушки в огне» Селин Сьямма: он оказался на 30-м месте — между «Таксистом» Скорсезе и «8 1/2» Феллини, а также «Зеркалом» Тарковского. Чему тут дивиться; как заявила еще года три назад одна фейсбучная феминистка, «Зачем нам Висконти, когда есть Сьямма». Что ж, подождем до 2032 года: кто кого.
3. Интригующе выглядит режиссерский список. Хотя начинается он банально и чисто по-американски: в первой тройке «2001: Космическая Одиссея» Кубрика, «Крестный отец» Копполы и «Гражданин Кейн» Уэллса. Но дальше начинается интересное.
4. На 6-м месте – «Зеркало»: никогда еще этот фильм не выходил на такую высокую рейтинговую позицию. И Тарковский в целом котируется очень круто: «Сталкер» на 14-м месте, «Андрей Рублев» на 26-м. На 29-м – «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова, произведенный украинской кинокомпанией. На 41-м – российско-белорусский «Иди и смотри» Элема Климова. На 72-м – «Восхождение» Ларисы Шепитько (тоже рекорд, на сей раз семейный).
5. 93 – 100 места в режиссерском списке делят такие шедевры, как «Конформист» Бертолуччи, «Скрытое» Ханеке, «Карманник» Брессона, но рядом с ними современные модные штучки — «Паразиты», «Лунный свет» и «Вечное сияние чистого разума» Гондри (последнее довольно смешно). И тут же рядом – «Цвет граната Параджанова и… «Броненосец «Потемкин». Некогда он лидировал во всех рейтингах, и вот вам, скатился на 100-е место. Зато «Человек с киноаппаратом» сильно поднялся: у критиков он вообще на 9-м месте.
6. В общем, в списках много и поучительного, и нелепого, и, разумеется, конъюнктурного. В них есть африканские, иранские, дальневосточные фильмы (я не против!), но очень мало латино-американских и особенно восточно-европейских. Нет ни Вайды, ни вообще польского кино, ни Иоселиани, ни вообще грузинского.
7. Вскоре в журнале будут опубликованы не только списки, но и персональные рейтинги, тогда и вы, и я узнаете мой. Сейчас не спрашивайте: когда я отвечал на опрос, находился в стрессе 2022 года, так что уже не помню, какие точно фильмы ответили тому состоянию и настроению. Вот такова история кино: она может меняться от дуновения ветра. Можете не сомневаться только, что в моем списке не обошлось без «Зеркала» и без Висконти".
Ссылка на полные списки: https://www.bfi.org.uk/sight-and-sound/greatest-films..

Другие записи