ПОД ПАРУСОМ. Часть 2-я

27 июля 2022

ПОД ПАРУСОМ. Часть 2-я

Заметки со съемок. Продолжение.

…Этот парус называется стаксель. И грот (задний парус грот мачты) и бизань (парус на бизань-мачте) свернуты и подвязаны (или как это правильно по-морскому называется?) У меня в объективе камеры – лебедка крупным планом. У нас же не журналистика, а документальное кино. А для нашего кино все мелочи важны, а посему мы снимаем детали: веревки, гайки, блоки, шкивы, болтики, железки… Жизнь.
На повороте яхта дает крутой крен – так что становится страшно. Ничего – привыкаем.
Александр Иванович надел капитанскую шапку с «капустой-кокардой» и сел за штурвал. Оператор прикрепил на куртку героя микрофон-петличку, снимаем.
Астраханцев что-то рассказывает, Алдонин поддерживает разговор. Ради этого все и затевалось.
- В флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса, - внезапно запел Геннадий Михайлович.
- У нас вообще-то бригантина. Если формально к этому вопросу подходить, - сказал кто-то из членов команды.
Александр Иванович контролирует штурвал, который отпускать, как выясняется, ни на секунду нельзя.
- Раньше можно было – сейчас нельзя, - уточнил капитан.
Яхта идёт «галсами» – особенность парусных технологий. Освещение изменилось. Серость ушла, стало больше солнца, бликов, позитива…
Интересно смотреть на грот-мачту снизу вверх, и рангоуты в небе пересекают ее крест-накрест. Солнце, пробившись сквозь пелену облаков, цепляется за край стакселя, превращаясь в лучистую звезду, прилипшую к парусу, словно фонарь новогодней гирлянды к елочной ветке. Парус, если смотреть против света, становится темным, фонарь контрастирует с ним…
Несемся вперед, ветер дует в лицо, волосы в разные стороны, настроение супер…
- А что это у вас стаксель так плохо натянут? – спросил Александр Иванович, - прямо пузо торчит?
- Нормально, - ответил капитан.


…Мы с оператором Юрой Суетовым ползём на бак. Вертикально идти по косой палубе невозможно: приходится за все хвататься, за ванты, еще за что то. На носу – вообще супер.
- Ты, - говорит мне Юра, - опусти руку с камерой за борт, поснимай нос яхты. Как она там волну рассекает. Пускай в слепую – ничего страшного. Что-то – да выйдет.
Главное не уронить.
Сначала я поснимал Панасоником, потом Юра свою «Sony» туда за борт опустил. Камеры мы не уронили. Не дождетесь. И кадры неплохие, кстати, получились. Тут к нам перебралась Элина. Началась сильная качка, яхта даёт большой крен.
- Когда на рафте во время сплава по горной реке, возникает опасность перевернуться, - говорю, - применяется, как нас учили инструктора, такая команда: «Даун!» Это значит, что все члены экипажа должны резко упасть в центр, чтобы рафт стал устойчивей. Но на яхте это не поможет, если что…
Внезапно появился капитан, схватил шкот, и резко начал тянуть на себя.
- Снимайте, скорей снимайте! – скомандовала Элина, - сейчас он будет парус на другой борт перекидывать! Главное пригнитесь все! Чтоб вас парусом за борт не снесло!
Мы нацелили объективы. Серый треугольник затрепыхался, как бешеный и, пролетев низко над нашими головами слева направо, захлопал радостно и успокоился, расправившись треугольным крылом на фоне синего неба.

…Спустились в каюту. Включили двигатель. Я снимаю через заднее окошко кают-компания, как капитан на палубе сворачивает стаксель. Долго сворачивает - долго снимаю.
Режиссёр и оператор снимают новый эпизод – как герои сидят за столом на камбузе, беседуют, рассматривают фотографии и вспоминают первого владельца яхты и по совместительству ее же создателя. Легендарного капитана. А также о самом процессе постройки такого сложного устройства, как двухмачтовое парусное судно, коим и является яхта «Кентавр». Пересказывать не буду – увидите в фильме.
Яхта легла в дрейф.
Герои фильма пригласили членов команды на камбуз перекусить: обед как никак. От алкоголя моряки отказались, так как «ГИМС лютует по страшному». ГИМС - Государственная инспекция по маломерным судам. Как ГИБДД, только водное.
Посидели, пообедали, а потом члены экипажа со словами: «Мы там ГЭС случайно не снесем?», выбрались на палубу.

Все, причал, финал нашего морского путешествия. И я, и Геннадий Михайлович заметили, что вода подкралась к самому килю той самой
яхты, что лежала на берегу. Вода, оказывается, прибывает.
Сняли момент, как из каюты поднимается Александр Иванович Астраханцев, вручает капитану яхты одну из своих последних книг и журнал с очерком о человеке, который эту яхту построил. Очерк называется – «Жил отважный капитан».
- Да, повезло нам, что дождя не было, - отметит Геннадий Михайлович Алдонин. Видимо дух Стариков за нас похлопотал. Такой день хороший выдался!
Стариков – это фамилия того самого легендарного капитана.

…Ну, вот и все, мы сходим на берег. А яхта отчаливает – забирать в условленном месте группу туристов.
Эффектно шел «Кентавр», жаль, что без паруса, гудит двигатель на весь залив. Камерой провожаю яхту, уходящую за мыс. Вот исчез конец грот-мачты. Жаль, камера чуть дрогнула в конце, не дотянул нормально панораму...

И всплыл у меня в голове, почему-то тот факт, о котором читал в далекой юности... Когда викинги в XI веке пришли в Средиземное море со своими квадратными парусами – у них чуть глаз не выпал. Мол, «а что, так можно было?» Их удивил косой парус, изобретенный южными европейцами.

На современных яхтах – тоже косые паруса. Ну, не такой, конечно, конструкции, как те, которые поразили скандинавов, но все же – из этой же области. Я к чему? А к тому, что инженерная мысль – великая вещь. Особенно в комплекте с золотыми руками, и желанием сделать что-нибудь полезное, стоящее. Нужное. Способное оставит о человеке память даже после ухода.

Автор текста Тимур Соколов
Видео и фото Элины Астраханцевой

#ДневникиТимура
#ПотретЭпохи #АлександрАстраханцев #МойАрхипелаг #ПодПарусом
#ЯхтаКентавр #Рабочие_моменты_дока #эпизод #киноинемцы

Другие записи