25 июля 2022
ПОД ПАРУСОМ. Часть 1-я
Заметки со съёмок
…Трасса из Красноярска на море была тяжелой. Шел убийственный ливень, настроение так себе, особенно у режиссёра. Очень волнуемся, что погода сорвет важные съемки – в этот раз крайне нелегко получалось договориться и все «человеческие факторы» состыковать воедино. Жалко будет потерять «наработанное» из-за проблем с «какой-то стихией». И никто не догадывается, что документальное кино – чертовски сложная вещь: от всего зависишь. Некоторым кажется, схватил камеру – и снимай, сколько влезет. Да хоть на телефон: чего проще-то?
Ехали, нервничали… Я успокаивал и себя и Элину.
- Все будет нормально, сейчас дождь пройдет, и вообще: примета хорошая. В прошлый тоже волновались – но получилось нормально…
В эту секунду стена воды ударила в лобовое стекло: ничего не видно, мы оба подпрыгнули, «ойкнули», Элина притормозила. Шедшая навстречу фура накрыла нас волною… И так раз десять в течение всего пути от Красноярска до Дивногорска. «Никакой яхты не надо». Красноярское море пришло к нам само: с неба.
Но я оказался прав, дождь не вечен. Оставив машину на парковке, прошли мы лесною тропой мимо двухметровой крапивы к заливу, что возле эко-парка «Адмирал», где нас ждала красивая двухмачтовая яхта с бело-красной надписью «КЕНТАВР». Слева пришвартована одномачтовая «Вега», а чуть поодаль на берегу сиротливо валяется еще одна посудина. Зимой она была вмерзшей в лед, а сейчас для этой яхты попросту «не хватило воды», и вот лежит теперь... От кромки воды до киля посудины – около двух-трех метров. Об обмелении Енисея и Красноярского моря четко свидетельствует белесая полоса на скалах противоположного берега.
- Вон какие тучи идут! – крикнул мне с борта улыбающийся во всю ширь матрос, - У вас есть один час на все-про все! Так что поторопитесь!
- Думаете, будет дождь? - спросил я.
- Не думаю – уверен!
Торопиться мы не имеем права: надо поработать по максимуму. Естественно, сначала оператор Юрий Суетов водрузил камеру на штатив и отснял, как наши герои – Александр Иванович Астраханцев и Геннадий Михайлович Алдонин идут по бетонным ступеням спуска, а потом, шагая по камням курумника, приближаются к узкому деревянному трапу. Подают матросу рюкзаки-сумки, и, наконец, поднимаются по этому трапу, держась за предоставленную матросом алюминиевую трубу, чтоб удобней было. Я снимаю бэкстейдж… По палубе в синем спортивном костюме быстро перемещается капитан
…Заводят двигатель. Гул страшный, но говорить можно. В каюте оставили рюкзаки, взяли технику, полезли на палубу. Штатив на этой палубе оказался неуместен. Палуба сконструирована под наклоном – от центра к бортам.
- Вы тут поаккуратней, - предупредил капитан, - сколько телефонов, камер, планшетов, фотиков и гоу-прошек здесь утопили – не счесть, так что крепче держите и не бросайте где попало.
Крепко держу «Panasonic», и одновременно проверяю телефон в кармане. Потом смотрю на Элину: двумя ли руками держит она свой мобильник? Да, двумя: она снимает окружающую красоту – то на фото, то на видео. А снимать, поверьте мне, есть что. Даже профессиональная камера не передаст всех красот, которые доступны глазу. И даже две камеры (а у нас их две). Есть еще фотоаппарат в запасе у Юры, но он не пригодился. Мы расположились сидя на лавочках («банках» – по-морскому?) возле бизань-мачты.
Шумно идем. Объемные многослойные облака нависают над морем и становятся с каждой минутой всё менее угрожающими. Где-то сквозь них уже и чистое небо видно. А может, дождя и не будет? Мчим прямо на юг, подальше от серой полоски красноярской плотины. Живописные горы со скалами слева, зеленые лесистые берега справа. Там же справа на зеленой поляне одиноко лежит белоснежная красавица речная ракета. Алдонин рассказал её историю. Уж не знаю, попадет ли она в фильм? Серые волны за бортом поблёскивают искрами.
Выключили двигатель, тишина, сейчас под парусом пойдем.
На яхте команда совсем крохотная. Капитан за блестящим желтым штурвалом и матрос в футболке цвета «морской волны» («пантон 320-й», заметка полиграфиста) с логотипом яхты «Кентавр» на спине. При текущих задачах – два человека достаточно. Но для участия в регате, например, как нам объяснили – нужна команда посерьезней: по двое на каждый парус и в две смены по 12 часов. А паруса здесь в данный момент всего три: бизань, грот и стаксель. Я вспомнил, как в детстве читал книги про морских путешественников прошлого и разбирался во всех этих «гротах», фоках», «стакселях», «марселях», «бом-брамселях» и прочих «бушпритах» с «кливерами». Сейчас конечно все забыл. Позже упомянут еще один парус, который дополнительно ставят на яхтах, и про который я раньше не знал - спинакер называется.
Итак, «Кентавр», масса 17 тонн, ширина (если не ошибаюсь) 3,2 метра, длина… не помню. Но тоже не хило.
Разворачивают парус, капитан командует матросом, режиссер командует нами, а мы с Юрой снимаем, стараемся не упустить ничего. Очень эффектно, я такого никогда не видел вживую: матрос тянет шкот, наматывает на медную, блестящую на солнце лебедку. Парус, как бешеный, хлопает на ветру, расправляется в секунду, как крыло гигантской птицы, выпрямляется гордо, надувается и тянет наш корабль меж блестящих волн рукотворного Красноярского моря.
Вот бы на нас сейчас сверху, с высоты птиц посмотреть...
(продолжение следует)
Автор текста и видео Тимур Соколов
#ДневникиТимура
#ПотретЭпохи #АлександрАстраханцев #МойАрхипелаг #ПодПарусом
#ЯхтаКентавр #Рабочие_моменты_дока #эпизод #киноинемцы